- Тип: рабочая тетрадь ФГОС часть 1
- Авторы: Плешаков, Крючкова
- Год: 2023
- Серия: Школа России
- Издательство: Просвещение
Зона степей
Номер 1.
Используя карту в учебнике, закрась на контурной карте (с. 30—31) зону степей. Для подбора цвета можешь воспользоваться приведённым ниже «ключом».
Нужно закрасить области, отмеченные бежевым цветом.
Какая зона, расположенная между степями и лесными зонами, осталась незакрашенной? Закрась её дома.
Лесостепь. Нужно закрасить области, отмеченные желто-зеленым цветом.
Номер 2.
Наш любознательный Попугай кое-что знает о степях. Вот некоторые из его утверждений. Верны ли они? Обведи «Да» или «Нет». Если нет, исправь ошибки (устно).
1. Зона степей расположена южнее лесных зон. | Да Нет |
2. В степной зоне холодное, дождливое лето. Лето в степях жаркое, дожди идут редко. |
Да Нет |
3. Почвы в зоне степей очень плодородные. | Да Нет |
4. Тюльпаны цветут в степи в самый разгар лета. Они цветут весной до наступления жары. |
Да Нет |
5. В степи встречается дрофа — одна из самых мелких птиц нашей страны. Дрофа – одна из самых крупных птиц России. |
Да Нет |
Номер 3.
Мама Серёжи и Нади интересуется, знаешь ли ты степные растения. Вырежи рисунки из Приложения и помести их в соответствующие окошки. Проверь себя по учебнику. После самопроверки наклей рисунки.
Тюльпан Ирис Ковыль Типчак
Номер 4.
А это задание подготовил для тебя папа Серёжи и Нади. Узнай животных степи по рисункам. Подпиши названия животных. Попроси рядом сидящего ученика проверить тебя.
Хомяк, суслик, кобылка, шмель, дрофа, кузнечик, журавль-красавка.
Номер 5.
Составь схему цепи питания, характерной для степной зоны. Сравни её со схемой, предложенной соседом по парте. С помощью этих схем расскажи об экологических связях в зоне степей.
Растения → суслик → степной орел
или
Растения → хомяк → степная гадюка
Степными растениями питаются мелкие грызуны, которые в свою очередь являются пищей хищных птиц или ядовитых змей.
Номер 6.
Подумайте, какие экологические проблемы степной зоны выражены этими знаками. Сформулируйте и запишите.
Распашка степей | |
Неумеренный выпас скота | |
Браконьерство |
Предложите для обсуждения в классе меры охраны природы, которые помогут решению этих проблем.
Ограничить вспахивание земель в степных зонах, давать земле отдохнуть.
Ограничить территории выпаса скота.
Ужесточить наказание для браконьеров.
Номер 7.
Продолжи заполнение плаката «Красная книга России», который нарисовал папа Серёжи и Нади. Найди на плакате растение и животных степной зоны и подпиши их названия.
Пион тонколистный, степной орел, дрофа, степная дыбка.
Номер 8.
По заданию учебника (с. 90) нарисуй степь.
Как я представляю себе степь
Номер 9.
По заданию учебника (с. 90) подготовь сообщение о растениях и животных степи, которые тебя особенно заинтересовали.
Тема сообщения: Степная гадюка
План сообщения:
1. Места обитания.
2. На кого охотится.
3. Степная гадюка и человек.
Важная информация для сообщения: Степная гадюка на суше довольно неповоротливая, но она быстро лазает по деревьям и хорошо плавает.
Источник (источники) информации: Интернет.
Сообщение:
Степная гадюка — типичный обитатель равнинных и горных полынных степей, встречается также на остепненных альпийских лугах, сухих склонах с кустарником, в глинистых оврагах и полупустынных местообитаниях. Она избегает распаханных полей, скрываясь в бурьянах и канавах. В горы поднимается до 2500-2700 метров над уровнем моря.
На суше гадюка передвигается довольно медленно, но хорошо плавает и может взбираться на ветви кустарников и низкорослых деревьев. В поисках пищи она посещает колонии мышевидных грызунов и гнезда птиц. Степная гадюка охотится на мелких позвоночных животных (мышевидные грызуны, птенцы наземно гнездящихся птиц и ящерицы), прямокрылых насекомых (саранча, кузнечики, сверчки) и паукообразных. Молодые гадюки питаются насекомыми и мелкими ящерицами.
Раньше степная гадюка использовалась для получения яда, но в связи с резким сокращением численности этот промысел прекращен. Для человека укус степной гадюки еще менее опасен, чем укус обыкновенной гадюки.