Окружающий мир 4 класс рабочая тетрадь Плешаков, Крючкова часть 1 ФГОС — страницы 74, 75, 76, 77

  • Тип: рабочая тетрадь ФГОС часть 1
  • Авторы: Плешаков, Крючкова
  • Год: 2023
  • Серия: Школа России
  • Издательство: Просвещение

Жизнь в пресных водах

Номер 1.
Запишите названия растений пресного водоёма, которые вам удалось определить при работе с гербарием. Отметьте галочкой названия тех растений, которые вам доводилось видеть в природе.

V Кувшинка
Камыш
V Ряска
V Тростник
V Осока
Рогоз

Номер 2.
Какие растения изображены на рисунках? Соедини стрелками рисунки и названия.

Сравни кувшинку, кубышку и стрелолист; рогоз, камыш и тростник. Выдели признаки, по которым эти растения можно различить в природе (ответь устно).
Сравнение кувшинки, кубышки и стрелолиста:
Стрелолист: Белые цветки с розовыми тычинками. Листья похожи на стрелы.
Кубышка: Ярко-желтые цветки, приятный запах. Плоские листья яйцевидной формы, светло-зеленого цвета.
Кувшинка: Белые цветки с множеством лепестков и тычинок. Крупные, темно-зеленые листья.

Сравнение рогоза, камыша и тростника:
Камыш: Высотой до 2 метров, соцветие колосков на верхушке, колючие соцветия.
Тростник: Достигает 5 метров, темные метельчатые соцветия вверху.
Рогоз: Темно-коричневые початки в виде свечек, высотой до 2 метров.

Номер 3.
С помощью атласа-определителя «От земли до неба» узнай названия этих растений пресного водоёма и влажных мест, подпиши. Отметь растения, которые тебе доводилось встречать в природе (закрась кружок).

Вариант 1

ежеголовник, телорез, водокрас, частуха

Вариант 2

пушица, купальница, череда, селезёночник

Номер 4.
Наш любознательный Попугай побывал на озере и спешит поделиться впечатлениями. Прочитай его рассказ на с. 76. Всё ли в нём верно? Найди и исправь ошибки (зачеркни и напиши правильно).

Удивительное озеро
Как красиво и интересно наше озеро! Издалека заметны яркие желтые кувшинки (кубышки). Привлекают внимание растения с листьями, похожими на стрелы. Это ряска (стрелолист). По поверхности воды стремительно бегают жуки-плавунцы (клопы-водомерки). А по водным растениям медленно ползают хищные (растительноядные) прудовики и катушки.

Номер 5.
Эти рисунки подготовил для вас папа Серёжи и Нади. Узнай животных по фрагментам. Подпиши названия животных.


жук-плавунец, бобр, рак
щука, цапля, лягушка

Номер 6.
Составь схему цепи питания, характерной для пресноводного сообщества вашего края. Сравни её со схемой, предложенной соседом по парте. С помощью этих схем расскажи об экологических связях в пресноводном сообществе.

комар → лягушка → цапля
или
земляной червь → карась → щука

Номер 7.
Сформулируйте и запишите правила поведения у воды, соответствующие этим знакам. Добавьте ещё одно правило (с помощью учебника или самостоятельно).

Не рви растения водоема
Не лови стрекоз и бабочек
Не лови раков
Не разрушай жилища бобров

Номер 8.
По заданию учебника (с. 139) подготовь сообщение о бобрах.

Тема сообщения: Бобр — король грызунов

План сообщения:
1. Внешний вид.
2. Бобровые зубы.
3. Бобровый хвост.

Важная информация для сообщения:
У бобров всё удивительно — и зубы, и шуба,и хвост. Удивительны постройки бобров и их детёныши.

Источник информации: книга «Зелёные страницы».

Сообщение:
По сравнению с другими грызунами бобер выглядит величественно, по-королевски. Длина его тела достигает 70 сантиметров. И ещё 30 сантиметров приходится на хвост. А масса этого зверя до 30 килограммов.
Бобры знамениты своим умением подгрызать и сваливать деревья. Вместо пилы и топора у зверя-лесоруба мощные зубы-резцы. На каждой челюсти их по два. Верхними резцами бобр упирается в ствол, а нижними срезает стружку. Во время отдыха и даже во сне бобр усердно трёт свои верхние зубы о нижние и наоборот. Так он их точит.
Хвост у бобра необыкновенный. По форме он напоминает лопату. Хвост у бобра — это опора, весло, руль, сигнальное устройство, защита от перегрева и даже от холода.