
- Тип: учебник ФГОС часть 1
- Авторы: Ладыженская, Баранов
- Год: 2023
- Серия: Школа России
- Издательство: Просвещение
Прочитайте текст, обратив внимание на слова с пропуском букв и со скобками. Выпишите эти слова, обозначьте орфограммы. Произнесите выделенные слова несколько раз. Какие особенности произношения в них согласных звуков вы можете отметить?
И мы пошли. И вдруг Алёна говорит:
– Хочешь поносить?
И протянула мне ниточку. Я взял. И сразу как взял, так услышал, что шарик тоненько-тоненько потянул за ниточку! Ему, наверно, хотелось улететь. Тогда я немножко отпустил ниточку и опять услышал, как он настойчиво так потягивается из рук, как будто очень просится улететь. И мне вдруг стало его как-то жалко, что вот он может летать, а я его держу на привези, и я взял и выпустил его. И шарик сначала даже (не) отлетел от меня, как будто не поверил, а потом почувствовал, что это вправду, и сразу рванулся и взлетел выше фонаря.
Алёнка за голову схватилась:
– Ой, зачем, держи!
И стала подпрыгивать, как будто могла допрыгнуть до шарика, но увидела, что не может, и заплакала:
– Зачем ты его упустил?..
Но я ей ничего не ответил. Я смотрел вверх на шарик. Он летел кверху плавно и спокойно, как будто этого и хотел всю жизнь.
И я стоял, задрав голову, и смотрел, и Алёнка тоже, и многие взрослые остановились и тоже позадирали головы – посмотреть, как летит шарик, а он всё летел и уменьшался.
Вот он пролетел последний этаж большущего дома, и кто-то высунулся из окна и махал ему вслед, а он ещё выше и немножко вбок, выше антенн и голубей, и стал совсем маленький… У меня что-то в ушах звенело, когда он летел, а он уже почти исчез. Он залетел за облачко, оно было пушистое и маленькое, как крольчонок, потом снова вынырнул, пропал и совсем скрылся из виду и теперь уже, наверно, был около Луны, а мы всё смотрели вверх, и в глазах у меня замелькали какие-то хвостатые точки и узоры. И шарика уже не было нигде. И тут Алёнка вздохнула еле слышно, и все пошли по своим делам.
(В. Драгунский «Красный шарик в синем небе»)
Орфограммы:
ниточку — сочетание чк-чн
тоненько-тоненько — ь для смягчения согласных
немножко — немножечко
просится — что делает?
летать — лётчик
держу — де́ржит
привязи — привя́жет
не отлетел — не с глаголом; лётчик
не поверил — не с глаголом
почувствовал — непроизносимая согласная
рванулся — рвать
не может — не с глаголом
не ответил — не с глаголом
жизнь — сочетание зн
уменьшался — ь для смягчения согласной
большущего — ь для смягчения согласной
маленький — ь для смягчения согласной
облачко — сочетание чк-чн
пушистое — какое?
маленькое — какое?
крольчонок — ь для смягчения согласной
замелькали — ь для смягчения согласной
точки — сочетание чк-чн
не было — не с глаголом
В слове что буква ч обозначает звук [ш], в слове немножко этот же звук обозначен буквой ж.
В слове почувствовал буква в не обозначает звука.
В слове будто буквосочетание дт обозначает звук [т].
В слове исчез буквосочетание сч обозначает звук [щ’], а буква з обозначает глухой звук [с].
Заголовок: Полёт шарика.
Тип речи — повествование.
Функциональная разновидность — художественный стиль.
Разговорная речь:
– Ой, зачем, держи!
– Зачем ты его упустил?…