- Тип: учебник ФГОС часть 1
- Авторы: Ладыженская, Баранов
- Год: 2023
- Серия: Школа России
- Издательство: Просвещение
I. Прочитайте отрывок из стихотворения К. Бальмонта «Русский язык». Подтвердите высказанную в поэтической форме мысль автора о богатстве и выразительности русского языка.
Язык, великолепный наш язык.
Речное и степное в нём раздолье,
В нём клёкоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.
В нём воркованье голубя весной,
Взлёт жаворонка к солнцу – выше, выше.
Берёзовая роща. Свет сквозной.
Небесный дождь, просыпанный по крыше.
К. Бальмонт в поэтической форме поведал о богатстве и выразительности родного языка. Это можно подтвердить тем, что с помощью русского языка можно выразить любые чувства и эмоции человека, описать звуки и краски окружающего мира и всё, что мы видим вокруг себя.
II. Вспомните отрывок из стихотворения А. Пушкина «Осень». Найдите в нём эпитеты, укажите многозначные слова.
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.
Эпитеты: унылая пора, прощальная краса, пышное увяданье, свежее дыханье, мглой волнистою, редкий луч, седой зимы.
Многозначные слова: унылая, пора, краса, пышное, багрец, золото, одетые, сенях, свежее, дыханье, волнистою, покрыты, редкий, луч, седой, угрозы.