
- Тип: учебник ФГОС часть 1
- Авторы: Ладыженская, Баранов
- Год: 2023
- Серия: Школа России
- Издательство: Просвещение
Прочитайте рассказ Ю. Коваля «Сирень и рябина». Определите его главную мысль. В каком предложении текста приводится тезис? Какие аргументы представляет автор? К какому функционально-смысловому типу речи относится этот текст?
Мне кажется, что сирень и рябина – сёстры.
Сирень – весенняя сестра.
Рябина – осенняя.
Весной – за каждым забором кипящий сиреневый куст. А плодов у сирени и нет никаких, так, стручочки ржавенькие.
Рябина тоже весной цветёт, но какие у неё цветы?..
Никто их не замечает. Зато уж осенью – за каждым забором рябиновые гроздья.
Кисти сирени и гроздья рябины никогда не встречаются. Кто думает весной о рябине?
Кто вспоминает осенью сирень?
Редко, очень редко вдруг в августе снова зацветёт сиреневый куст. Будто хочет поглядеть – хороша ли нынче рябина?
Срублю себе дом и посажу у крыльца сирень и рябину.
Справа – сирень, слева – рябину, а сам посерёдке сяду.
Главная мысль: сирень и рябина — две сестры-красавицы.
Тезис: «Мне кажется, что сирень и рябина — сёстры».
Аргументы: описание растений весной и осенью, их сравнение.
Тип текста: рассуждение.
Объясните значение выделенных слов. В прямом или переносном значении употреблены эти имена прилагательные?
кипящий — буйно цветущий
ржавенькие — коричневого цвета
Оба слова употреблены в переносном значении.