Русский язык 5 класс учебник Ладыженская часть 1 ФГОС — упражнение 112

  • Тип: учебник ФГОС часть 1
  • Авторы: Ладыженская, Баранов
  • Год: 2023
  • Серия: Школа России
  • Издательство: Просвещение

Изложение. Послушайте отрывок из рассказа Г. Скребицкого «Смышлёный зверёк». Какое из названий ярче отражает содержание текста: «Случай на охоте», «Как я однажды охотился» или «Хитрый заяц»? Укажите слова, близкие по значению словам идти, смотреть, бегать прятаться.
Заголовок «Хитрый заяц» ярче отражает содержание текста.

Идти – ходить, бродить, гулять.
Смотреть – видеть, глядеть, замечать.
Бегать – носиться, устремиться.
Прятаться – скрываться, маскироваться.

Напишите подробное изложение, выбрав один из вариантов:
1) от лица зайца;
2) от 3-го лица по данному ниже плану. Как вы думаете, мог ли этот случай действительно произойти с автором?

Раз со мною на охоте произошёл такой случай.
Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду.
Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц всё не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал я и пошёл на полянку посмотреть, в чём дело. Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться?
Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазёнки так и впились в меня. Опустил я ружьё, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость слал. Пускай живёт, зайчат уму-разуму учит.

План
1. Гончие выследили зайца.
2. Заяц пропал.
3. «Не выдавай меня!»
4. Охотник пощадил зайца.

1) Подробное изложение от лица зайца:
Гулял я однажды по лесу. Все было как обычно, но вдруг из-за кустов выскочили собаки и погнали меня. Чувствую, не могу убежать, сил не хватит. А на поляне высокий пень стоит. Маленький, но шанс. Запрыгнул я на этот пень и замер, будто и нет меня. Не дышу. Собаки все бегают по поляне, рыщут, а меня найти не могут.
Чуть позже вышел на поляну и охотник. Тоже смотрит по сторонам, меня не видит. А потом глянул в мою сторону и замер – увидел. Стою, смотрю на него и молюсь, чтоб не выдал собакам.
Стыдно стало охотнику убивать меня. Опустил он ружье, отозвал собак и ушел с поляны. Так я трудный экзамен на хитрость сдал, теперь вас, зайчата, учу уму-разуму.

2) Подробное изложение от третьего лица:
Охотник отправился в лес за зайцами. Через час собаки нашли зайца и погнали. А сам охотник стал на дорожке в ожидании.
Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а он всё не выбегает. Куда же заяц исчез? Решил охотник посмотреть, в чём дело. Оказалось, что собаки не могут разобраться в заячьих следах, носятся по кустам вокруг пней, нюхают землю, а зайца найти не могут.
Охотник вышел на середину полянки и вдруг замер. В пяти шагах от него, на верхушке высокого пня, притаился заяц и будто просит: «Не выдавай меня!».
Охотник пощадил зайца. Опустил ружьё и отозвал гончих. Заяц поразил мужчину своей хитростью, поэтому охотник пошёл искать других зверей.