
- Тип: учебник ФГОС часть 1
- Авторы: Ладыженская, Баранов
- Год: 2023
- Серия: Школа России
- Издательство: Просвещение
Выпишите игровое задание на слушание.
1) Какое из человеческих качеств (доброту, мужество, честность, трудолюбие и т. д.) вы больше всего цените в людях? Разделитесь на три команды, выберите какое-то одно качество. Подготовьте сообщение о нём и выступите перед классом. Выслушайте сообщения других команд и перескажите их. Выиграет та команда, которая наиболее убедительно выскажет свою точку зрения и точнее передаст содержание того, что услышала от другой команды.
Доброта
Больше всего я ценю доброту. Добрый человек всегда поддержит, поможет в сложной ситуации и никогда не станет критиковать или специально причинять боль. Именно добрые люди создают приюты для бездомных животных, помогают нуждающимся и становятся волонтёрами. И всё это очень важно.
Мужество
Мужество – важнейшее качество, присущее не только мужчинам, но и женщинам. Оно помогает найти выход в сложных ситуациях, поддерживает человека и даёт ему силы двигаться к поставленной цели. Благодаря мужеству человек может сделать то, чего опасается, но к чему стремится.
Честность
Самое важное и полезное человеческое качество – это честность. Врунам никто никогда не верит, они одиноки и озлоблены. В то время как честный человек сделает и скажет всё так, как есть. Честных людей не всегда любят, но их уважают, прислушиваются к их мнению. Честный человек пользуется авторитетом среди знакомых и друзей, т.к. всегда говорит только правду.
Трудолюбие
Я считаю, что важнейшее человеческое качество – это трудолюбие. Именно оно помогает человеку добиться в жизни всего, что он хочет. Трудолюбивый человек никогда не станет пенять на других в том, что у них есть то, чего нет у него. Такой человек будет трудиться и работать, чтобы самостоятельно добиться в жизни всего того, что он хочет.
2) Прочитайте начало сказки из книги А. Арсирия «Занимательная грамматика русского языка», в которой части речи спорят друг с другом.
Расхвастался как-то Глагол перед Существительным:
– Я у самого Юлия Цезаря в почёте был! «Пришёл, увидел, победил!» Заметьте: три глагола, три сказуемых и ни одного существительного!
Разделитесь на три команды. Придумайте вместе продолжение сказки «Спор частей речи». Что могла бы сказать о себе, своём значении каждая часть речи?
Существительное строго посмотрело на Глагол и ответило гордым голосом: — Может, Юлий Цезарь и чтил тебя, вот только без меня он вообще обойтись не мог, так как все имена великий и многих других людей – это имена собственные, существительные. Без нас вообще никто не может обходиться.
Наречие, выслушав речь Существительного, так и подскочило, вскричав: — Интересно! А как же тогда Юлий Цезарь, несмотря на своё славное имя и великие подвиги, выражал ликование в честь очередной победы? Именно с помощью наречия! Он и другие люди, добившись успеха, говорят: «Здорово! Потрясающе! Великолепно! Невероятно!» Мы, наречия, помогаем людям выражать свои чувства и отношение ко многим действиям и событиям.
— Вот-вот! – поддержало Местоимение, — а мы помогаем людям привлекать к себе внимание и рассказывать о себе и своих победах и достижениях! И даже сам Цезарь частенько прибегал к нашей помощи, используя местоимения в своей речи. Особенно ему нравилось местоимение «Я».
— А без предлогов невозможно и двух слов связать, не говоря уже о целой истории завоевания земель! А без этого и Юлий Цезарь не обходился, иначе как ему, великому римскому правителю, провозглашать о своих победах и завоеваниях? – сказал Предлог, горделиво выступив вперёд.
Прилагательное улыбнулось и мягко сказало: — Я делаю любую речь красочнее и живее, поэтому без прилагательных не обходится ни одно повествование. А что уж говорить про легенды и истории о великих битвах и грандиозных сражениях! Юлий Цезарь предпочитал, чтобы слава о нём разносилась по всему Риму, Египту и прочим землям, а без красочных и сильных прилагательных легенды о его правлении и завоеваниях не приобретали бы такую известность.
После повторения учителем начала сказки первая команда говорит от имени какой-либо части речи, вторая повторяет (можно не дословно) сказанное первой командой и говорит о другой части речи и т. д. Выиграет та команда, которая сумеет наиболее точно воспроизвести услышанное и придумает самое интересное продолжение сказки.