Русский язык 5 класс учебник Ладыженская часть 1 ФГОС — контрольные вопросы и задания (стр. 126)

  • Тип: учебник ФГОС часть 1
  • Авторы: Ладыженская, Баранов
  • Год: 2023
  • Серия: Школа России
  • Издательство: Просвещение

Номер 1.
Укажите различия в образовании гласных и согласных звуков; звонких и глухих согласных.

При образовании гласных звуков участвует только голос: воздух проходит через рот свободно, не встречая никаких препятствий.
При образовании согласных воздух встречает различные препятствия: язык, нёбо, зубы, губы. Так образуется шум.
Глухие согласные состоят только из шума, а звонкие — из шума и голоса.

Номер 2.
В чём особенность сонорных звуков?

В образовании сонорных согласных голос участвует больше, чем шум. Сонорные звуки — не имеют глухих пар.
Сонорные согласные звуки: [й], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].

Номер 3.
Для чего нужно знать алфавит?

Без знания алфавита невозможно научиться читать и писать. Также алфавит нужно знать, чтобы быстро находить в словарях нужное слово.

Номер 4.
Приведите примеры чередований ударных и безударных гласных; звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных.

Чередование ударных и безударных гласных: мо́ре — моря́, вода — во́ды.
Чередование звонких и глухих согласных: паровоз [с] — паровоза [з], перевод [т] — перевода [Д].
Чередование твёрдых и мягких согласных: стул [л] — стульчик [л’], вода[д] — водичка [д’].

Номер 5.
Какие звуки могут обозначать гласные буквы е, ё, ю, я, и?

Буквы е, ё, ю, я могут обозначать один и два звука.
Один звук они обозначают после согласных: не — [н’э], нё — [н’о], ню — [н’у], ня — [н’а].
Два звука эти буквы обозначают в начале слова, после гласных, после мягкого и твёрдого знаков: е — [э], ё — [о], ю — [у], я — [а].

Номер 6.
Какие орфограммы вы изучали в этом разделе?

Правописание буквосочетаний НЧ, НЩ, РЩ: кончик, гонщик, уборщик.
Употребление мягкого знака для смягчения согласных: меньше, мельче.