- Тип: рабочая тетрадь ФГОС часть 1
- Авторы: Плешаков, Крючкова
- Год: 2023
- Серия: Школа России
- Издательство: Просвещение
Водные богатства нашего края
Номер 1.
Выполните задания для групповой работы.
1) Составьте список водных объектов вашего края.
В Новосибирской области около 350 рек и 3000 озер. Главные реки – Обь и Омь. Имеются также занимают Васюганские болота и Новосибирское водохранилище.
2) Заполните таблицы.
Таблица 1. Описание реки
План описания | Основные сведения |
1. Название | Обь |
2. Где находится исток реки | в предгорьях Алтайского хребта (в месте слияния рек Бия и Катунь) |
3. Какое течение: быстрое или медленное | медленное |
4. Притоки | Песчаная, Ануй, Чарыш, Чемровка, Чумыш, Бердь и др. |
5. Куда впадает река | в Карское море |
6. Как река изменяется в разные времена года | зимой замерзает, весной оттаивает, случаются наводнения |
7. Растения и животные реки | ива, осина, рябина, зайцы, бобры, змеи, рыба |
8. Использование реки человеком | грузовые, пассажирские, туристические перевозки; есть несколько ГЭС |
9. Как люди влияют на реку | люди загрязняют и засоряют реку, незаконный вылов рыбы |
10. Что люди делают для охраны реки | запрещают сбрасывать отходы и мусор в реку, зарыбляют реку |
Таблица 2. Описание водохранилища
План описания | Основные сведения |
1. Название | Новосибирское водохранилище |
2. Где находится | между территорией Алтайского края и Новосибирской области |
3. Как возникло | после завершения строительства плотины Новосибирской ГЭС |
4. Ближайшие города | Бердск, Камень-на-Оби и Новосибирск |
5. Характеристики | площадь: 1070 км2 наибольшая глубина: 25 м |
6. Притоки | Храпиха, Сухая, Суетка, Разбойная и др. |
7. Хозяйственное значение | гидроэнергетика, водоснабжение и рыболовство |
8. Спорт | сноукайтинг, и зимний виндсёрфинг, парусный спорт |
Номер 2.
С помощью учебника составь схему.
Значение природных богатств в природе и жизни человека
Водные богатства:
— украшают Землю
— радуют своей красотой
— путешествия
— перевозка грузов
— вода для быта
— вода для производства
Используя схему, расскажи о значении водных богатств.
Велико значение рек, озёр, морей в жизни человека. Они украшают Землю, радуют нас своей красотой. Люди отдыхают на их берегах. По воде на судах путешествуют и перевозят грузы. Из рек и озёр люди берут воду, без которой невозможно обойтись ни в быту, ни на производстве.
Номер 3.
Подумайте, какие экологические проблемы выражены этими знаками. Сформулируйте и запишите.
Загрязнение производственными отходами | |
Загрязнение мусором и продуктами жизнедеятельности человека | |
Загрязнение химическими веществами, удобрениями с полей | |
Загрязнения горюче-смазочными материалами |
Предложите для обсуждения в классе меры охраны природы, которые помогут решению этих проблем.
— Создавать и улучшать очистные сооружения, контролировать сброс сточных вод в водоемы.
— Штрафовать за выброс мусора в водоемы.
— Использовать меньше неорганических материалов, которые могут попасть с мусором в водоемы (например, пластик).
— Не допускать попадание химикатов и удобрения в водоемы вместе с дождевой водой с полей, огораживать водоохранные зоны.
— Не использовать водоемы в личных целях, таких как мытье автомобилей.
— Увеличить штрафы для производств за попадание топлива, нефтепродуктов в водоёмы.
Номер 4.
Напишите письмо своим сверстникам из других городов и сёл, призывающее бережно относиться к водным богатствам. В письме постарайся доказать, что водные богатства в любом уголке страны нуждаются в охране.
Друзья, давайте беречь воду!
Без воды невозможна жизнь. Нужно беречь и охранять водные богатства нашей страны. Не кидайте мусор в реки и озера, не сливайте в воде опасные вещества.