- Тип: рабочая тетрадь ФГОС часть 1
- Авторы: Бондаренко
- Год: 2023
- Серия: Школа России
- Издательство: Просвещение
Прочитайте текст. Докажите, что это повествование. Подчеркните глаголы, отражающие последовательность действий героев. Где возможно, подставьте слова, которые помогают увидеть, как очередное событие следует за предыдущим. У вас будет получаться небольшой киносценарий – смена кадров. Пронумеруйте эти кадры.
ОБРАЗЕЦ: Котька (кадр 1) незамеченным пробрался на чердак.
Он удобно устроился (кадр 2: после этого) и стал наблюдать за тем, (кадр 3: через несколько минут) что происходит во дворе.
Это текст-повествование, т.к. в нём описывается последовательность происходящих событий.
Я выпросил у повара мяса (кадр 1), накупил бананов (кадр 2, позже), притащил хлеба, блюдце молока (кадр 3, позже). Все это поставил посреди каюты (кадр 4, через несколько минут) и открыл клетку (кадр 5, сразу после). Сам залез на койку и стал глядеть (кадр 6, через несколько минут). Из клетки выскочила дикая мангуста (кадр 7, чуть позже), и они вместе с ручной прямо бросились (кадр 8, почти сразу) на мясо. Они рвали его зубами, крякали и урчали, лакали молоко (кадр 9, после этого), потом ручная ухватила банан и потащила его в угол (кадр 10, после этого). Дикая – прыг! – и уж рядом с ней. Я хотел поглядеть, что будет, вскочил с койки (кадр 11, немного погодя), но уже поздно: мангусты бежали (кадр 12, в то же время) назад. Они облизывали мордочки (кадр 13, в то же время), а от банана остались на полу одни шкурки, как тряпочки (кадр 14, в то же время).
(Б. Житков)
• Выпишите средства связи между предложениями, укажите, какие это средства:
Все это, сам, они, его, с ней — мест.; клетку — клетки, мангуста — мангусты, бананов — банан — банана — ф.