
- Тип: учебник ФГОС часть 1
- Авторы: Ладыженская, Баранов
- Год: 2023
- Серия: Школа России
- Издательство: Просвещение
Номер 1.
Укажите различия в образовании гласных и согласных звуков; звонких и глухих согласных.
При образовании гласных звуков участвует только голос: воздух проходит через рот свободно, не встречая никаких препятствий.
При образовании согласных воздух встречает различные препятствия: язык, нёбо, зубы, губы. Так образуется шум.
Глухие согласные состоят только из шума, а звонкие — из шума и голоса.
Номер 2.
В чём особенность сонорных звуков?
В образовании сонорных согласных голос участвует больше, чем шум. Сонорные звуки — не имеют глухих пар.
Сонорные согласные звуки: [й], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].
Номер 3.
Для чего нужно знать алфавит?
Без знания алфавита невозможно научиться читать и писать. Также алфавит нужно знать, чтобы быстро находить в словарях нужное слово.
Номер 4.
Приведите примеры чередований ударных и безударных гласных; звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных.
Чередование ударных и безударных гласных: мо́ре — моря́, вода — во́ды.
Чередование звонких и глухих согласных: паровоз [с] — паровоза [з], перевод [т] — перевода [Д].
Чередование твёрдых и мягких согласных: стул [л] — стульчик [л’], вода[д] — водичка [д’].
Номер 5.
Какие звуки могут обозначать гласные буквы е, ё, ю, я, и?
Буквы е, ё, ю, я могут обозначать один и два звука.
Один звук они обозначают после согласных: не — [н’э], нё — [н’о], ню — [н’у], ня — [н’а].
Два звука эти буквы обозначают в начале слова, после гласных, после мягкого и твёрдого знаков: е — [э], ё — [о], ю — [у], я — [а].
Номер 6.
Какие орфограммы вы изучали в этом разделе?
Правописание буквосочетаний НЧ, НЩ, РЩ: кончик, гонщик, уборщик.
Употребление мягкого знака для смягчения согласных: меньше, мельче.