
- Тип: учебник ФГОС часть 1
- Авторы: Ладыженская, Баранов
- Год: 2023
- Серия: Школа России
- Издательство: Просвещение
Подготовьте выразительное чтение фрагмента из пьесы С. Маршака «Двенадцать месяцев». Найдите «сигналы», которые подаёт нам писатель, предупреждая об интонации, с которой герои сказки произносят свои реплики. Какие языковые средства использует автор, чтобы передать чувства героев, скорость произнесения реплик, силу голоса?.
1. Заяц (пытаясь прыгнуть, жалобно). Да у меня хвост короткий…
2. Падчерица (вытирая слёзы рукавицей). Ох, не могу! До чего смешно! На морозе жарко стало. Хвост, говорит, у меня короткий. Так и говорит. Не слыхала бы своими ушами – не поверила бы! (Смеётся.)
3. Королева (гневно). Никаких месяцев в моём королевстве больше нет и не будет! Это мой профессор их выдумал!
4. Старуха (тихо). В карман, в карман положи!
5. Главный садовник (обрадованно). Благодарю вас, наше величество!
6. Дочка (негромко). Что там любоваться. Вы полюбуйтесь!
7. Падчерица (с трудом). Колечко у меня пропало.
8. Январь (вполголоса). Я её сразу узнал, как только увидел.
Чтобы предупредить о нужной интонации, автор использует ремарки, выделенные скобками.
Для передачи чувств героев автор использует наречия (жалобно, смешно, гневно, обрадованно), деепричастия (вытирая слёзы), глаголы (смеется).
Для передачи скорости произнесения реплик автор использует наречия (гневно, с трудом).
Для передачи силы голоса автор использует наречия (тихо, негромко, вполголоса) и восклицательные предложения.