
- Тип: учебник ФГОС часть 1
- Авторы: Ладыженская, Баранов
- Год: 2023
- Серия: Школа России
- Издательство: Просвещение
Прочитайте выразительно отрывки из стихотворений русских поэтов. Найдите в стихотворных строках повторяющиеся гласные и согласные звуки, а также сочетания нескольких звуков.
1. Я вольный ветер, я вечно вею,
Волную волны, ласкаю ивы,
В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,
Лелею травы, лелею нивы.
(К. Бальмонт)
2. Морозом выпитые лужи
Хрустят и хрупки, как хрусталь.
(И. Северянин)
Повторы:
1.
гласные [э], [а], [у];
согласные [й’], [в], [в’], [л], [л’];
сочетания [лн], [вз].
2.
гласные [а], [ы], [у];
согласные [м], [х], [р];
сочетание [хр].
Как вы думаете, с какой целью поэты используют приёмы звукописи в своих произведениях? Аргументируйте свой ответ. Приведите пример из стихотворений или произведений устного народного творчества.
Поэты используют приёмы звукописи в своих произведениях с целью усиления эмоциональной выразительности, например, подчеркнуть завывание вьюги, передать капание дождя, гул ветра и др.
Пример:
В стихотворении Г. Р. Державина «Водопад» повторяется сочетание [гр]. Это напоминает грохот грома:
Грохочет эхо по горам, как гром, гремящий по громам.